МАНИФЕСТ-93

Анархия, являясь идеей свободы личности, акратии и антиэтатизма, в то же время есть Путь, направление развития к Свободе, где формы и методы достижения цели – самые разнообразные. Поэтому не существует раз и навсегда данных рецептов Пути. Исходя из этих убеждений и на основе развития Анархизма (движения анархистов), за последние, примерно пять лет, выпускается этот Манифест, с изложением взглядов на развитие Анархизма.

Этот Манифест есть этап осмысления опыта развития и потому является попыткой обобщить накопленные факты и сделать выводы. Такие Манифесты будут выходить и дальше.

Главный источник движения по пути Анархии и развития Анархизма – опыт, а он постоянно требует оценки, осмысления и выводов.

Анализ Анархизма дает нам несколько фактов:

Не делая поспешных выводов из этих фактов, рассмотрим ситуацию в обществе в целом.

За это время определилось противостояние либералов и тоталитаристов. Под этим понимается следующее:

  1. Существует блок весьма малочисленных, групп интеллигенции, новой буржуазии, общественных движений (казаки, шахтеры, профсоюзы), стремящихся к либеральному политическому режиму. Казус ситуации в том, что форма политического правления ими мыслится как авторитаризм.
  2. С другой стороны – более мощное, но крайне пестрое и раздробленное движение тоталитаристов, стремящихся к жесткому политическому режиму на основе старой бюрократической машины. Казус в том, что крайне этатиское, госмонополистическое движение в стремлении к власти апеллирует к представительской форме правления.
  3. Пикантность ситуации добавляет свершившийся национал бюрократический феномен полунезависимых государственных образований.

Экономическая ситуация характерна для стадии развивающихся стран с неустойчивыми: политическим режимом, государственным устройством, формой правления, что типично для государств с постдиктатурным периодом развития, когда не определена экономическая модель развития общества.

В триединстве экономики: финансы, промышленность, сельское хозяйство – слабым звеном являются финансы. Именно деньги служат показателем кризиса экономики и становятся причиной углубления кризиса и противоречий между городом и деревней, новой и старой буржуазией и детонатором социальных взрывов.

Феномен экономической ситуации заключен в том, что временной отрезок кризиса длителен, а бюрократическая инерция настолько сильна, что эти противоречия можно и не ощутить как резкое изменение или взрыв в глобальном масштабе (если не считать денежной реформы).

Для полноты картины добавим оценку общества в целом. Сложившиеся морально-политический климат отягощен маниакально-депрессивным психозом гражданской войны и шизофреническим синдромом борьбы за власть политиков-параноиков. С другой стороны, общество представляет собой сомнамбулу, загипнотизированную дебильно-олигофреническими средствами массовой информации и импотентной, в творческом отношении, масскультурой.

Если в предыдущих главах задавались, по существу, вопросы: "Что?" и "Почему?", то здесь попытаемся ответить на эти вопросы.

  1. Широкое, массовое общественное движение на базе Анархизма не возникло, потому что:
  1. Анархо-социалистическо-коммунистические идеи не отвечают интересам масс. Массы нуждаются в кормушке и патернализме, к которым им проще прийти через этатизм и конформизм.
  2. Для большинства неприемлемы постоянное движение и конфликт.

Подтверждается старая истина, что опора анархизма – личность, но не массы. Таким образом, отсутствие массового движения – естественно.

2. Не существует "единого" анархизма, поскольку различие идеалов приводит к различным путям их достижения. Взаимодействие на платформе "борьбы против" создает кажущееся единство по отдельным вопросам. Отсюда неизбежно существование Анархизма как суммы разнородных групп и индивидуумов, что тоже естественно. Поэтому общей анархической парадигмы (традиции, направление) развития быть не может.

3. Коллоидное состояние Анархизма усиливается следующими факторами:

  1. отсутствие современной теории Анархии. Анархистская теория сейчас – это обрывки надерганных отовсюду знаний, попытки, сложить которые в нечто связанное провалились из-за собственной незрелости, зашоренности старыми авторитетами, невежества. Это тоже понятно – прерванная традиция.
  2. восприятием реальной жизни только как отдельных фактов, в которых видят то что, хотят, а не то, что есть на самом деле.
  3. наплывам случайного элемента, тусовки.

Следовательно, систематизация идейных и теоретических выкладок, создание современных теорий Анархии – естественная потребность Анархизма. При этом не надо бояться подвергать все сомнению. Это позволит увидеть мир не таким, каким хочется видеть, а таким, каков он есть. Ну, а случайный элемент – показатель непрактичности и инфантильности, что надо преодолевать через практическую работу.

4. Отсюда:

  1. действия анархистов идут по большей части с непредсказуемыми результатами, поскольку неизвестны принципы взаимодействия и развития человека и общества, как в глобальной, так и в конкретной ситуации.
  2. важнейшим фактором этого состояния является полное отсутствие постоянных связей и обмена опытом с анархистами других стран.
  3. как следствие – невозможность оказать существенное влияние на общество и сознание отдельного человека.
  4. расплывчатость и сумбурность идейного и практического Анархизма.

5. Однако оба крыла Анархизма в своей идеологии акцентируют своё внимание на разные вещи:

  1. так левые – социальная справедливость, общественная собственность, антиэтатизм.
  2. правые – полная свобода личности, частная собственность, акратия и антиэтатизм.

Левое крыло, стоящее на старых догмах, проявило беспомощность в создании современной теории Анархии, и как следствие, неспособность создать устойчивые формы деятельности, основанные на своих идеалах. Его максимум – это существование подобно левакам на Западе. Направленное на массы, это крыло принято ими не было, поскольку данной среде более импонирует этатизм всех оттенков.

Правое крыло, сделав ставку на свободу личности, и как на основу этой свободы в данных условиях – частную собственность, акратию и антиэтатизм, обладает большими потенциальными возможностями развития.

6. Экономическую слабость Анархизма, особенно его левого крыла, выявил провал надежд на массовую самоорганизацию и самоуправление народа.

Бизнес для правых анархистов является средством для решения задач в данной ситуации, которое дает материал для выработки экономической теории.

7. Непонимание, что национальное движение всегда имеет этатискую сущность, и беспомощность по отношению к радикал-этатистам, позволили им сформироваться совершенно спокойно. Если в ближайшее время не будет сформирована и реализована конкретная программа действий по отношению к радикал-этатистам, анархисты распишутся в своей полной неспособности защитить свободу.

Подведем итоги (разумеется, неполные, как и сам анализ):

Следовательно, только наличие полной информации об общественных процессах и ее анализ дадут возможность действовать осмысленно. Только так в данной ситуации можно достичь конкретных результатов, точно определить время, место, необходимые усилия. Именно это позволит использовать стечение обстоятельств для формирования элементов открытого общества.

Леон Черный (АКА)

Николай Павлов (АКА)

альянс казанских анархистов

Сайт управляется системой uCoz