МАНИФЕСТ-93
Анархия, являясь
идеей свободы личности, акратии и
антиэтатизма, в то же время есть
Путь, направление развития к
Свободе, где формы и методы
достижения цели – самые
разнообразные. Поэтому не
существует раз и навсегда данных
рецептов Пути. Исходя из этих
убеждений и на основе развития
Анархизма (движения анархистов), за
последние, примерно пять лет,
выпускается этот Манифест, с
изложением взглядов на развитие
Анархизма.
Этот Манифест есть
этап осмысления опыта развития и
потому является попыткой обобщить
накопленные факты и сделать выводы.
Такие Манифесты будут выходить и
дальше.
Главный источник
движения по пути Анархии и развития
Анархизма – опыт, а он постоянно
требует оценки, осмысления и
выводов.
Анализ Анархизма
дает нам несколько фактов:
- Первое. Не
произошло широкого и массового
развития движения анархистов,
как формы политического
развития общества.
- Второе.
"Единого" Анархизма не
существует.
- Третье.
Анархистское движение
представляет собой мозаику
групп и индивидуумов,
стремящихся следовать пути
Анархии исходя из собственных
убеждений и реальной жизни.
- Четвертое.
Действия анархистов приводят к
конкретным результатам (при
пассивной поддержке общества)
только как единичные акции, и
не влияют существенным образом
на общественное развитие.
- Пятое. Не
существует современной теории
Анархии. Попытки собрать
теоретические выкладки
провалились.
- Шестое.
Идейное развитие идет на
уровне само осмысления
отдельного анархиста или в
связи с деятельностью
какой-либо группы анархистов.
- Седьмое.
Произошло выделение двух,
наиболее общих, крыльев
Анархизма – левого и правого.
Различие в отношении к
собственности и
товарно-денежным отношениям,
как направлениях развития пути
Анархии и Анархизма.
- Восьмое.
Определилась экономическая
слабость Анархизма,
неспособность создать, за этот
период, ни экономических
программ, ни практических,
устойчивых форм
экономического
взаимодействия.
- Девятое.
Определилась ошибочность
представления о национальных
движениях, отсутствие
стратегии и тактики по
отношению к другим
общественным движениям
этатиского направления.
- Десятое. Не
поставлены на
профессиональную основу
пропаганда идей Анархии и
идейное осмысление
современности, что не дает
возможности влиять на сознание
отдельного человека и общества
в целом.
- Одиннадцатое.
Не существует постоянной
связи, обмена опытом и
взаимодействия с анархистами
других регионов мира (прежде
всего Запада).
- Двенадцатое.
Анархизм за этот период
характеризуется мгновенным
возникновением и распадом
групп, непостоянством их
состава, наплывом случайного,
часто душевнобольного
элемента.
Не делая поспешных
выводов из этих фактов, рассмотрим
ситуацию в обществе в целом.
За это время
определилось противостояние
либералов и тоталитаристов. Под
этим понимается следующее:
- Существует блок
весьма малочисленных, групп
интеллигенции, новой
буржуазии, общественных
движений (казаки, шахтеры,
профсоюзы), стремящихся к
либеральному политическому
режиму. Казус ситуации в том,
что форма политического
правления ими мыслится как
авторитаризм.
- С другой
стороны – более мощное, но
крайне пестрое и раздробленное
движение тоталитаристов,
стремящихся к жесткому
политическому режиму на основе
старой бюрократической машины.
Казус в том, что крайне
этатиское,
госмонополистическое движение
в стремлении к власти
апеллирует к
представительской форме
правления.
- Пикантность
ситуации добавляет
свершившийся национал
бюрократический феномен
полунезависимых
государственных образований.
Экономическая
ситуация характерна для стадии
развивающихся стран с
неустойчивыми: политическим
режимом, государственным
устройством, формой правления, что
типично для государств с
постдиктатурным периодом развития,
когда не определена экономическая
модель развития общества.
В триединстве
экономики: финансы, промышленность,
сельское хозяйство – слабым звеном
являются финансы. Именно деньги
служат показателем кризиса
экономики и становятся причиной
углубления кризиса и противоречий
между городом и деревней, новой и
старой буржуазией и детонатором
социальных взрывов.
Феномен
экономической ситуации заключен в
том, что временной отрезок кризиса
длителен, а бюрократическая
инерция настолько сильна, что эти
противоречия можно и не ощутить как
резкое изменение или взрыв в
глобальном масштабе (если не
считать денежной реформы).
Для полноты
картины добавим оценку общества в
целом. Сложившиеся
морально-политический климат
отягощен маниакально-депрессивным
психозом гражданской войны и
шизофреническим синдромом борьбы
за власть политиков-параноиков. С
другой стороны, общество
представляет собой сомнамбулу,
загипнотизированную
дебильно-олигофреническими
средствами массовой информации и
импотентной, в творческом
отношении, масскультурой.
Если в предыдущих
главах задавались, по существу,
вопросы: "Что?" и "Почему?",
то здесь попытаемся ответить на эти
вопросы.
- Широкое,
массовое общественное
движение на базе Анархизма не
возникло, потому что:
- Анархо-социалистическо-коммунистические
идеи не отвечают интересам
масс. Массы нуждаются в
кормушке и патернализме, к
которым им проще прийти через
этатизм и конформизм.
- Для большинства
неприемлемы постоянное
движение и конфликт.
Подтверждается
старая истина, что опора анархизма
– личность, но не массы. Таким
образом, отсутствие массового
движения – естественно.
2. Не существует
"единого" анархизма, поскольку
различие идеалов приводит к
различным путям их достижения.
Взаимодействие на платформе
"борьбы против" создает
кажущееся единство по отдельным
вопросам. Отсюда неизбежно
существование Анархизма как суммы
разнородных групп и индивидуумов,
что тоже естественно. Поэтому общей
анархической парадигмы (традиции,
направление) развития быть не
может.
3. Коллоидное
состояние Анархизма усиливается
следующими факторами:
- отсутствие
современной теории Анархии.
Анархистская теория сейчас –
это обрывки надерганных
отовсюду знаний, попытки,
сложить которые в нечто
связанное провалились из-за
собственной незрелости,
зашоренности старыми
авторитетами, невежества. Это
тоже понятно – прерванная
традиция.
- восприятием
реальной жизни только как
отдельных фактов, в которых
видят то что, хотят, а не то, что
есть на самом деле.
- наплывам
случайного элемента, тусовки.
Следовательно,
систематизация идейных и
теоретических выкладок, создание
современных теорий Анархии –
естественная потребность
Анархизма. При этом не надо бояться
подвергать все сомнению. Это
позволит увидеть мир не таким,
каким хочется видеть, а таким, каков
он есть. Ну, а случайный элемент –
показатель непрактичности и
инфантильности, что надо
преодолевать через практическую
работу.
4. Отсюда:
- действия
анархистов идут по большей
части с непредсказуемыми
результатами, поскольку
неизвестны принципы
взаимодействия и развития
человека и общества, как в
глобальной, так и в конкретной
ситуации.
- важнейшим
фактором этого состояния
является полное отсутствие
постоянных связей и обмена
опытом с анархистами других
стран.
- как следствие –
невозможность оказать
существенное влияние на
общество и сознание отдельного
человека.
- расплывчатость
и сумбурность идейного и
практического Анархизма.
5. Однако оба крыла
Анархизма в своей идеологии
акцентируют своё внимание на
разные вещи:
- так левые –
социальная справедливость,
общественная собственность,
антиэтатизм.
- правые – полная
свобода личности, частная
собственность, акратия и
антиэтатизм.
Левое крыло,
стоящее на старых догмах, проявило
беспомощность в создании
современной теории Анархии, и как
следствие, неспособность создать
устойчивые формы деятельности,
основанные на своих идеалах. Его
максимум – это существование
подобно левакам на Западе.
Направленное на массы, это крыло
принято ими не было, поскольку
данной среде более импонирует
этатизм всех оттенков.
Правое крыло,
сделав ставку на свободу личности,
и как на основу этой свободы в
данных условиях – частную
собственность, акратию и
антиэтатизм, обладает большими
потенциальными возможностями
развития.
6. Экономическую
слабость Анархизма, особенно его
левого крыла, выявил провал надежд
на массовую самоорганизацию и
самоуправление народа.
Бизнес для правых
анархистов является средством для
решения задач в данной ситуации,
которое дает материал для
выработки экономической теории.
7. Непонимание, что
национальное движение всегда имеет
этатискую сущность, и
беспомощность по отношению к
радикал-этатистам, позволили им
сформироваться совершенно
спокойно. Если в ближайшее время не
будет сформирована и реализована
конкретная программа действий по
отношению к радикал-этатистам,
анархисты распишутся в своей
полной неспособности защитить
свободу.
Подведем итоги
(разумеется, неполные, как и сам
анализ):
- Общество
находится на стадии слома
старых и формирования новых
отношений. Из-за этой
неустойчивости не существует
практически приложимых
программ формирования новых
общественных отношений.
- Следствием
неустойчивости общества
является невозможность
определить результат действия
в данных условиях.
Следовательно, любой
непредсказуемый фактор может
дать цель, программу, средства
достижения и сформировать
новые отношения.
- Для анархистов
в данный момент желательно
развитие общества в сторону
открытости и либерализации,
как факторов, наиболее
способствующих раскрытию
потенциальных возможностей
личности. Прилагая усилия в
этом направлении, анархисты
реализуют творческое начало
разрушения старого и движения
к новому.
Следовательно,
только наличие полной информации
об общественных процессах и ее
анализ дадут возможность
действовать осмысленно. Только так
в данной ситуации можно достичь
конкретных результатов, точно
определить время, место,
необходимые усилия. Именно это
позволит использовать стечение
обстоятельств для формирования
элементов открытого общества.
- Это потребует
экономической, финансовой и
технической базы, которая
может быть создана только
силами самих анархистов.
Сейчас это возможно через
создание и объединение
анархических экономических
структур.
- Более или менее
тесное экономическое
взаимодействие может привести
к действенным формам
пропаганды и контрпропаганды,
эффективному прямому действию
и т.д. (короче, чем
профессиональнее работа, тем
лучше).
Леон
Черный (АКА)
Николай
Павлов (АКА)
альянс казанских
анархистов
Сайт управляется системой
uCoz